Главная

Мониторинг прессы

2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 
февраль март апрель май июнь июль август сентябрь ноябрь декабрь 

Как совершенствовать «Дорожную карту бизнеса — 2020»?

29.12.2011 / Бизнес & Власть (Алматы), № 42 (383) /Анна Видянова/

Ержан Боранбаев, управляющий директор БТА банка

Мы достаточно активно работаем с фондом «Даму» по развитию программ, направленных на развитие бизнеса в регионах. На самом деле банки активно финансируют проекты не только в Алматы и Астане. Именно в регионах в наибольшей степени сконцентрированы промышленные компании. В частности, по первому и третьему направлениям «Дорожной карты бизнеса — 2020» БТА Банком в Карагандинской области было одобрено 50 проектов. Особая активность в этой области объясняется также и тем, что именно в этом регионе банк имеет большую сеть представительств. В частности, в Караганде, Темиртау и Жезказгане.

Асхат Коксалов, заместитель директора департамента развития корпоративного бизнеса банка ВТБ (Казахстан)

Несмотря на то что наш банк относительно недавно работает на казахстанском рынке, за полтора года мы в значительной степени развили свою филиальную сеть. В частности, Банк ВТБ (Казахстан) открыл около 17 филиалов по всему Казахстану. На сегодняшний день ни один из банков Казахстана не развивает настолько динамично свое присутствие в регионах. Около 50% нашего ссудного портфеля занимают региональные проекты.

Станислав Кособоков, заместитель председателя правления Народного банка Казахстана

За полтора года существования программы «Дорожная карта бизнеса» было сделано очень много. Нас особенно интересует вопрос относительно решения по второму направлению (оздоровление предпринимательского сектора) в рамках «Дорожной карты бизнеса». Ведь пока еще неясно, будет осуществляться финансирование в рамках этого направления в 2012 году либо нет. Потому что проекты имеются, а решения пока нет.

Также необходимо более тщательно выстраивать работу по донесению информации до предпринимателей МСБ. В частности, бизнесменам необходимо стать более активными. Ассоциациям желательно также принимать более активное участие в информировании бизнесменов о программах «Даму», о том, что предпринимателям необходимо активнее выстраивать коммуникации с банками.

Если говорить о сроках прохождения заявок через банки, то в регламенте, подписанном банками и фондом «Даму», оговариваются четкие сроки прохождения заявок. Если сопоставлять прежние сроки прохождения и текущие, то они сократились в значительной степени. Хотя, возможно, уже назрела необходимость пересмотра регламентируемых сроков. В настоящее время «Дорожная карта бизнеса» дала экономике Казахстана ощутимый эффект, который был отмечен не только правительством и банками, но и клиентами. Эта программа является ярким примером успешного государственно-частного партнерства.

Народный банк являлся инициатором некоторых изменений, которые, на наш взгляд, необходимо внести в программу «Дорожная карта бизнеса». В частности, нужно исключить из программы норму о запрете участия в программе проектов, направленных на выкуп долей, а также приобретение предприятия как имущественного комплекса. В настоящее время схема перехода частной собственности от одного собственника к другому является абсолютно легальной. Изначально в программе была разрешена данная схема, но потом постановлением правительства был установлен запрет. А ведь это хорошо, что могут зайти новые собственники, которые впоследствии могут способствовать оздоровлению предприятия. Потому что в настоящее время на рынке есть достаточное количество компаний, которые нуждаются в привлечении дополнительного капитала. И есть инвесторы, которые готовы вкладывать свой капитал в такие предприятия. Учитывая, что вложенные средства могут принести большую маржу, участие таких инвестиционных проектов в программе «Дорожная карта бизнеса» могло бы способствовать увеличению числа подобных сделок.

Алмат Кожахметов, начальник управления малого бизнеса банка ЦентрКредит

Банк ЦентрКредит является одним из самых активных участников программы «Дорожная карта бизнеса — 2020». В настоящее время самый важный вопрос в рамках данной госпрограммы — это продление второго направления на 2012 год. Так как доля проектов, желающих получить субсидирование, составляет 40% от общего объема.

Если говорить о развитии филиальной сети банка, то хотелось бы отметить, что Банк Центр-Кредит участвует в таких программах, как «Даму регионы — 1», «Даму регионы — 2». В настоящее время обсуждается вопрос об участии в программе «Даму регионы — 3».

Сейчас мы готовы развивать регионы не только с помощью целевых программ, предлагаемых фондом «Даму», но и через другие инструменты. Осенью текущего года Банком ЦентрКредит было подписано соглашение по программе Азиатского банка развития, в рамках которой порядка 5 млрд тенге будет размещено среди предпринимателей в регионах.

Любовь Худова, председатель правления ассоциации предприятий легкой промышленности республики Казахстан

Предприятия легкой промышленности также получили субсидирование и кредитные ресурсы в рамках трех направлений «Дорожной карты бизнеса». Также наши предприниматели принимали участие в программе «Даму регионы — 2», где они привлекли кредиты на приемлемых условиях. Поэтому все направления программы являются достаточно актуальными для бизнеса.

Хотелось бы обсудить проблемы, которые возникали в процессе получения кредитных средств. Во-первых, процесс согласования проектов на уровне банков происходит достаточно долго. Процедуры подписания и согласования порой занимают полгода.

Также нам бы хотелось, чтобы банки стали более открытыми и информировали предпринимателей о процедурах, которые могут затянуть процесс финансирования. Мне кажется, что в процессе рассмотрения заявки необходимо сократить элементы цепи. В частности, из нее можно исключить Министерство экономического развития и торговли РК (МЭРТ РК).

Тогда сроки рассмотрения значительно сократятся. Потому что в текущей ситуации за счет длительного периода рассмотрения проектов предприниматель порой теряет возможность вообще получить субсидирование. При исключении МЭРТ РК процесс может сократиться на месяц. С другой стороны, региональные координационные советы допускают очень много ошибок при составлении протоколов. Поэтому необходимо прописать определенную схему принятия решений и сроки рассмотрения каждого из звеньев.

На начальном этапе предприниматели испытывали прессинг со стороны банков, не совсем охотно финансировались проекты предприятий, работающих в обрабатывающей промышленности. Это объясняется тем, что финансовые институты привыкли кредитовать именно короткие проекты в сфере услуг и торговли. Но в настоящее время банки с большим интересом рассматривают проекты обрабатывающей направленности.

Михаил Глухов, президент ОЮЛ «ассоциация производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности республики Казахстан»

В первую очередь хочется отметить, что программа «Дорожная карта бизнеса» действительно заработала в полную силу. Если в начале реализации данной программы возникали сложности, то сейчас можно сказать, что большинство процедурных вопросов было решено. На наш взгляд, самое главное – не останавливать данную программу. Желательно, чтобы второе направление (субсидирование процентных ставок) программы «Дорожная карта бизнеса — 2020» было продлено. Именно это направление стало наиболее сложным с организационной точки зрения. По моей информации, именно по второму направлению в банках выстроилась очередь проектов.

В целом по программе «Дорожная карта бизнеса» хотелось бы отметить, что изначально предприниматели с осторожностью отнеслись к финансированию, опасаясь проверок со стороны государственных органов. В настоящее время все риски, которые ожидали бизнесмены, оказались надуманными и необоснованными. Теперь предприниматели осознали, что это эффективная программа, в рамках которой они могут получать финансовую поддержку и нормально работать.

В «Дорожную карту бизнеса» можно было бы внести следующее изменение. В частности, проекты, стоимость которых менее 750 млн тенге, могли бы проходить процедуры рассмотрения только через двустороннюю ступень банк — «Даму». Таким образом, в процессе не участвовали бы ни Министерство экономического развития и торговли, ни региональный координационный совет. Это значительно упрощает схему. Ведь ранее фонд «Даму» напрямую осуществлял финансирование и кредитование бизнеса и имеет уже наработанный опыт. Если цепочка для получения небольших кредитов в размере менее 750 млн тенге будет сокращена, то проекты будут более оперативно рассматриваться и, соответственно, финансироваться в более короткие сроки.

Изначально, когда стартовало субсидирование кредитов МСБ за счет государства, все боялись, что средства будут распределяться непрозрачно. Однако система субсидирования оказалась достаточно транспарентной.

Наоборот, в ходе работы по рассмотрению проектов выявилась непрозрачность предпринимателей сектора МСБ. При этом примечательно, что при рассмотрении проектов образовательного или медицинского сектора прибыль отражается в полном размере, вся финансовая информация достаточно прозрачна. Это объясняется в первую очередь тем, что в рамках данных направлений корпоративный подоходный налог и НДС не взимаются. Когда мы рассматриваем проекты обрабатывающей промышленности, то более половины проектов имеют непрозрачные балансы.

Для решения проблемы с прозрачностью компаний, работающих в секторе МСБ, необходимо реформировать налоговую систему предприятий МСБ. Если мы не решим этот вопрос, то проблема останется.

Для того чтобы информация о проектах фонда «Даму» доходила до большего числа предпринимателей, необходимо, чтобы бизнесмены объединились вокруг отраслевых ассоциаций. Необходимо перед правительством ставить вопрос об обязательном членстве предпринимателей в отраслевых и региональных ассоциациях. Тогда мы получим консолидацию МСБ. Ассоциации, к сожалению, пока не обеспечивают донесения необходимой информации до всех участников рынка. С моей точки зрения, не стоит ждать того момента, когда предприниматели сами захотят объединиться. Необходимо принять соответствующий закон, в соответствии с которым предприниматели на обязательной основе должны будут становиться членами ассоциаций. Тогда будет гарантировано 100%-ное доведение информации до каждого члена бизнес-сообщества, который работает в той или иной отрасли.