Мониторинг прессы
| 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 |
| февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | ноябрь | декабрь |
«Казахстану нужно учиться правильно завлекать инвесторов»
08.07.2011 / Бизнес & Власть (Алматы), № 24 (365) /Екатерина Корабаева/От правильно выбранной стратегии роста для отдельной компании или рынка зависит дальнейшее развитие экономики в целом. Как может измениться казахстанская экономика в посткризисный период? Какова инвестиционная привлекательность нашего государства? Что нужно предпринять для активизации отечественного фондового рынка? Об этом и многом другом «&» рассказал председатель правления инвестиционной компании «БТА Секьюритис» Олег Цуркан.
- Говоря о стратегии роста и развития компании, что, на ваш взгляд, сегодня может реально сработать? — Среди того, с чем сегодня интересно поработать, я бы отметил проблемные кредиты. Сейчас одно из перспективных направлений, которым мы занимаемся, — это проблемные компании, столкнувшиеся с дефолтом. Мы предоставляем им консультации в части реструктуризации, нахождения инвесторов, переговоров с кредиторами. М&А — это новое направление, с которым мы раньше не сталкивались, но в казахстанской адаптации получается достаточно интересный вариант, поскольку это не классический западный подход, где мы считаем чистые потоки, здесь нужно разбираться и с судами, и с кредиторами. Ведь для Казахстана кризис был в новинку, все смогли подняться на «мыльном пузыре», а после дружно просели. Причем просели не только строительные компании, но и вся экономика. Соответственно, люди впервые столкнулись с тем, как правильно работать с компаниями, которые сейчас находятся на грани банкротства. И в связи с этим меняется законодательная база. Если раньше она была отработана на банках, теперь она начинает меняться для компаний из всех остальных секторов. То есть те же БТА Банк, Альянс Банк, Темірбанк уже прошли через этот процесс. Теперь наступает пора компаний, допустивших дефолт по выпущенным облигациям. Таким компаниям нужно правильно наладить отношения с кредиторами и держателями облигаций. И, как выяснилось, реструктуризация — это не единственный выход, поскольку можно найти институциональных инвесторов, продать контрольный пакет или перепрофилировать компанию в другое производство. При этом вариант вхождения в капитал тоже не исключен. Та долговая нагрузка, которая легла на многие казахстанские компании, достаточно большая, и самим им не справиться. Поэтому данное направление нашей деятельности будет перспективным как минимум в ближайшие два года. Ведь долговая нагрузка легла и на банки и будет еще ощущаться в течение двух-трех лет. Сейчас хотя и образовалось некое затишье, но проблемы никуда не делись. Конечно, с ростом экономики можно ждать очищения, но оно будет происходить постепенно.
- А насколько равномерна такая стрессовая ситуация в экономике? Ведь наверняка в каких-то отраслях дела обстоят хуже, а в каких-то, наоборот, есть потенциал к росту?
— Поскольку лопнувший «пузырь» был большим, потенциал у отраслей не очень значительный. Конечно, если говорить о нефти, газе и сырьевом секторе вообще, тут перспектива роста была, есть и будет. Ведь Казахстан имеет значительную мировую долю сырьевых запасов. Поэтому неудивительно, что первые инвестиции идут в сферу недропользования. Правда, есть еще сельское хозяйство, у которого, на мой взгляд, тоже весьма высокий потенциал, если применить новые технологии. В принципе, господдержка этого сектора уже идет, и лет через пять сельское хозяйство станет весьма перспективным. Что касается строительной отрасли, то она еще некоторое время будет находиться в затишье.
- Вы управляете инвестиционным капиталом. После того как мы выйдем в посткризисный период, насколько, по-вашему, изменится казахстанская экономика?
— Реальная ситуация на рынке сейчас такова, что у банков, пенсионных фондов, страховых компаний нет активов, куда они могли бы вкладывать средства. Дайте такие активы — и их средства в экономику страны пойдут первыми, а иностранцы останутся позади. Ведь наши инвесторы на самом деле готовы подключиться достаточно давно, но для этого пока нет подходящих условий.
- Как вы оцениваете уровень инвестиционной привлекательности Казахстана?
— В целом привлекательность для инвестиций в Казахстан существует. Но чтобы она стала еще больше, нужно начать делиться, помахать, так сказать, перед инвестором «пряником». Для этого может подойти планируемое «народное IPO», которое так долго обсуждается. Объясню на примере наших соседей. В России, как и у нас, есть лакомые кусочки в виде таких госкомпаний, как «Газпром» и Сбербанк, ради которых на рынок будут приходить инвесторы. Ведь это реальные активы, за которыми стоит «денежка». Так, у «Газпрома» контрольный пакет находится у государства, а другая часть — в обращении у частных, стратегических инвесторов. В Казахстане же большая часть реальных активов находится во владении государства. Если оно захочет как-то стимулировать приход инвесторов, поделившись лакомым кусочком, оставляя за собой контрольный пакет, то тогда начнется другой виток экономики и инвесторы начнут интересоваться нашим рынком. И тогда уже можно будет предложить им второй эшелон акций или осуществление прямых инвестиций.
Иными словами, создавая собственный инвестиционный климат, Казахстану нужно учиться правильно завлекать инвесторов. Посмотрите на Дубай — руководство этой страны сумело создать многое из ничего. Правительство на какое-то время дало льготы, создало условия, чтобы инвесторы не только пришли туда, но и смогли там осесть. А уже потом стали добавляться налоги. Теперь вернемся к Казахстану. У нашего государства достаточно большая денежная база в виде того же резервного фонда. Мы, как государство, инвестируем эти деньги в другие страны, причем в те, из которых пришел кризис. США провалились, Европа тоже, а мы все равно даем им деньги со словами «ребята, мы вам доверяем». Те же США опять включили свой печатный станок и продолжают инфлировать, а мы инвестируем именно туда. Не лучше ли направить эти деньги на то, чтобы стимулировать инвесторов, на прирост средств здесь, в Казахстане. Не просто через раздачу денег населению, поскольку это та же самая инфляция, а через капитальные вложения в наши дороги, инфраструктуру. Или сделать так же, как в Китае, предоставив стартапам льготы на пять лет. В «Самрук-Казыне» достаточно средств, чтобы можно было давать налоговые послабления.
- Если говорить о частном капитале, что, на ваш взгляд, будет двигать отрасль инвестирования? Продолжится ли в Казахстане отток капитала?
— Реальная ситуация на рынке показывает, что в Казахстане инвестировать, как правило, некуда. В стране создана пенсионная система, введены обязательные условия вложения денег страховых компаний, а инвестировать им не во что, поскольку на рынке практически нет инвестиционных инструментов. Но если госкомпании будут выходить на отечественную биржу, предлагая в ходе IPO пусть даже кусочек в 5-10%, тогда мы сможем изменить ситуацию в лучшую сторону. А пока тем же управляющим компаниям пенсионных фондов от безвыходности приходится покупать госбумаги с доходностью 5-6%, а это ниже инфляции. Хоть об этом уже говорили, отмечу: создав пенсионную систему, нужно создавать и активы, а это можно сделать только с помощью государственного участия, чтобы частные лица покупали бумаги либо напрямую сами, либо через пенсионные фонды.
- Какие механизмы должны быть задействованы, чтобы население инвестировало деньги в важные для страны индустриальные проекты?
— Когда я был в России, мне довелось наблюдать, как происходило IPO Сбербанка. Там был задействован сильный информационный фон массмедиа, чтобы люди действительно заинтересовались и инвестировали. При этом населению объяснили, - что государство готово поделиться своим активом, но эти инвенции могут быть рискованными. И если в Казахстане «народное IPO» наконец-то стартует, необходимо будет произвести хорошую информационную поддержку на всех уровнях, включая газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет, вузы. И тогда население подойдет к этому процессу уже более осознанно.
- Что необходимо предпринять для активизации отечественной фондовой биржи?
— Запуск фондового рынка должен произойти с участием госкомпаний. В Казахстане, к сожалению, по-прежнему нет критической массы. Проведение IPO госкомпаниями может способствовать приходу иностранных инвесторов, которые будут работать здесь точно так же, как на зарубежных площадках. Возможно, тогда-то и создастся та критическая масса, которая активизирует казахстанский фондовый рынок. Иными словами, чтобы привлечь инвесторов, нужны голубые фишки, а это в первую очередь госкомпании. Если это сработает, на рынке следом активизируются уже и частные инвесторы. Пока же Казахстан зажат между Китаем и Россией. Но надо заметить, что и там и там идет большая государственная поддержка в любом секторе. Я это говорю к тому, что мы этого тоже не избежим, поскольку нам это также необходимо, чтобы не оказаться зажатыми.
- Наши государственники говорят, что мы сейчас не готовы к «народному IPO» и даже можем упустить момент и проиграть гонку за инвестициями. А что вы думаете по этому поводу?
— Ничего подобного. Я считаю, что когда на рынке появляется лакомый кусочек, он в любом случае будет нарасхват. Все прекрасно знают, что тот же КазМунайГаз — это хороший актив. Соответственно, если КМГ выйдет на казахстанский рынок, все инвесторы сюда прибегут, и тогда у компании отпадет необходимость выходить на иностранные рынки. Ведь если актив хороший, то неважно, где он листингуется — на Западе или в Казахстане. Сейчас на бирже как раз прорабатывается механизм, чтобы все эмитенты, которые хотят листинговаться на Казахстанской фондовой бирже, выпускались только на отечественном рынке. Это будет способствовать как формированию самого рынка, так и его прозрачности.

